PASSOVER 2024/5784
Из учения Любавичского Ребе
Праздник Песах называют «временем нашего Освобождения». Название это отражает не только основную идею праздника – Исход из Египта, – но и содержит урок, применимый к нашей повседневной жизни в течение всего года, в любое время и в любом месте.
В месяце Нисан еврейский народ был избавлен не только от физического рабства. События того времени определяют настоящую, подлинную свободу – освобождение человека от всевозможных ограничений, «выход за пределы», ибо «не только наших отцов Святой, Благословен Он, вывел из Египта, но и нас вместе с ними».
Всевышний вывел еврейский народ из Египта, чтобы дать Тору у горы Синай, тем самым предоставляя воз- можность для выполнения Его заповедей. Это было истинной целью Освобождения. Если еврей живет по законам Торы, он заслуживает подлинного духовного Избавления.
О каком же духовном рабстве может идти речь в наши дни?
Еврей становится духовным рабом, если подчиняется обстоятельствам, окружающим его: когда он стыдиться «быть другим», когда он следует «общепринятому мнению» и т.д. Это – символы рабства. Еврей приобретает истинную свободу лишь в том случае, если он твердо, не руководствуясь «здравым смыслом», следует законам Торы.
Духовное рабство создается также и самим человеком. Он может стать, например, рабом собственных привычек и склонностей, потворствуя своим желаниям и прихотям. Это тоже является формой рабства. Лишь преодолев в себе тягу к злу, человек становится хозяином собственных поступков.
Ежедневно вспоминать Исход из египта – мицва, предписанная Торой. Праздник Песах, если его проводят должным образом, следуя всем законам и обычаям, распространят свое влияние на весь год. Таким образом, мы получаем подлинную свободу, избавляясь от всех ограничений – внешних и внутренних, и можем выполнять нашу Б-жественную миссию – жить по Торе и исполнять ее заповеди.
Заповеди праздника
Законы и обычаи праздника обширны, и никакая брошюра не сможет охватить их полностью. В этом разделе мы сосредоточимся лишь на одной из наиболее важных граней праздничной традиции — заповедях, связанных с хомец и мацой.
В других разделах брошюры вы узнаете и о дополнительных правилах и обычаях праздника Песах. Однако исчерпывающую информацию следует искать в более полных изданиях.
ХОМЕЦ И МАЦА
Что такое маца, наверняка знают все. Если не каждый успел попробовать, то, по крайней мере, видел плоские, пресные лепешки, выпеченные из неквашенного теста. Хомец — это пища, содержащая какой-либо из следующих злаков: пшеницу, рожь, ячмень, овес или полбу, а также любую их комбинацию. Примеры таких продуктов: водка, виски, пиво, вафли, печенье, сухие завтраки, хлеб, макароны, детские смеси и т. п.
На протяжение всех дней Песаха, евреям запрещено употреблять хомец и владеть им. Маца, напротив, является единственным мучным изделием, разрешенным в пищу в течение всех дней праздника, а в первые две ночи тот, кто ест мацу, исполняет заповедь Б-га.
Хомец символизирует непомерно раздувшуюся гордыню. Маца же подобна поведению вышедших из Египта евреев, эго которых подчинилось воле Творца. Когда едят мацу отказываясь от хомец, евреи запасаются на весь год драгоценным, спасающим от многих бед свойством. На иврите оно называется битуль — устранение своего «я» перед волей Всевышнего.
За несколько недель до наступления праздника необходимо полностью очистить от квасного дом и все иму- щество. Следует также проверить всю одежду, тщательно вытряхнув ее карманы, сумки, очистить бытовую техни- ку. До наступления праздника нужно избавиться от продуктов, содержащих хомец, включая корм для животных. Посуда, которой вы будете пользоваться в праздник, должна быть новой или откошерованной для праздника Песах. За более подробной информацией вы можете обратиться к нам.
УНИЧТОЖЕНИЕ ХОМЕЦ
В канун праздника Песаха утра, сжигают найденные накануне крошки и остатки еды, содержащие хомец. Если сжигание не возможно, хомец следует уничтожить любым доступным для вас способом.
Перед уничтожением хомец произносят: «Хoмец и квасное всех видов, которые находятся в моем владении, обнаруженные и не обнаруженные мною (когда-либо), увиденные и не увиденные мною (во время поисков хoмец), те, от которых я избавился, и те, от которых я не избавился, да будут они для меня не имеющими никакой ценности, и да будут они бесхозны, как прах земной!»
ПРОДАЖА ХОМЕЦ
Если у вас в доме есть хомец, который вы не хотите уничтожить, вам следует его продать нееврею, поскольку ему хомец в Песах не запрещен.
Вместе с хомец принято продавать и посуду, которой в течение года пользовались для приготовления квасного. При совершении продажи составляется сложный контракт. Во избежание ошибок право продажи передается раввину, знатоку еврейского законодательства, на имя которого оформляется доверенность.
См. текст на прилагаемом конверте.
ПОСТ ПЕРВЕНЦЕВ
Во время десятой казни, казни первенцев, в Египте, Всевышний не тронул первенцев в еврейских семьях.
В память о тех событиях все первенцы постятся в канун праздника от рассвета до начала праздника. (Есть освобождающие от поста обстоятельства. Подробности следует обсудить с вашим раввином).
СЕДЕР
Cлово Седер (порядок — ивр.) означает ритуал проведения праздничной трапезы в первые два вечера празд- ника Песах. Все, что должно быть на столе Пасхального седера, имеет не только практическое, но и мистическое значение. Программа и правила этого праздничного застолья изложены в книге «Пасхальная агада» — кратком путеводителе по духовному миру Исхода.
Книгу «Пасхальная агада» на русском языке вы можете приобрести у нас.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СЕДЕРА: МАЦА
На стол кладут три листа мацы — один на другой. Одно из названий мацы — «хлеб веры». По слову Всевышнего наши предки отправились из Египта в пустыню. Тесто для хлеба, который они собирались испечь, не взошло, о чем и напоминает нам маца на пасхальном столе. Три листа мацы символизируют и три ветви нашего народа: коэны (священники, потомки Аарона), левиты (потомки колена Леви, помощников коэнов) и исраэлим (остальные евреи).
Воспользуйтесь мацой, изготовленной специально для Песаха, т.к. не каждая плоская лепешка, похожая на мацу, является мацой, кошерной для праздника Песах. Наилучшим исполнением заповеди будет использование для Седера круглой мацы ручной работы.
Маца кладется на стол перед ведущим Седер, поверх нее ставится кеара.
Поверх листов мацы кладут блюдо праздничной трапезы, кеару.
На него выкладывают в определенном порядке шесть предметов:
Зроа (кусочек зажаренного на косточке мяса или куриное горлышко) — в память о пасхальном жертвоприно- шении, которое ели в эту ночь во времена существования Храма. В наши дни, дни галута (изгнания), зроа в тече- ние Седера не едят, и это напоминает нам о том, что несмотря на прогресс, мы еще не достигли совершенства. Настоящий расцвет мира и еврейского народа наступит с приходом Мошиаха и строительством Третьего храма.
Бейца (яйцо, сваренное вкрутую) — в память о праздничном жертвоприношении, которое совершалось во времена существования Храма.
Марор (листья салата или натертый корень хрена) — символизирует горечь египетского рабства.
Карпас (кусочек репчатого лука или вареной картошки) — в течение Седера карпас окунают в соленую воду и едят в память о слезах, пролитых евреями в рабстве.
Харосет (смесь из тертых яблок, груш и орехов, приправленная красным вином) — по виду похожа на глину и напоминает о тяжести египетского рабства, о том как наши предки изготовляли кирпичи и по приказу фараона строили египетские города.
Хазерет (листья салата или натертый корень хрена) — напоминает о начале порабощения, казавшемся евреям абсорбцией, адаптацией в чужой стране. Наши предки стали рабами незаметно для себя. Таковы же и свойства хазерет: вначале вкус кажется довольно мягким, и только разжевав его, чувствуешь горечь.
ЧЕТЫРЕ БОКАЛА ВИНА
В установленном порядке во время Седера выпивают четыре бокала вина (или виноградного сока), которые олицетворяют четыре шага на пути к освобождению.
Первый — физическое освобождение, как сказано об этом Всевышним: «И выведу Я вас изпод гнета»;
Второй — избавление от рабского сознания: «И избавлю Я вас от рабства»;
Третий — создание в человеке духа свободы, «И спасу Я вас великой мощью»;
Четвертый — превращение общества в народ и установление диалога народа с Всевышним: «И возьму Я вас Себе народом»
В конце Седера наливают пятый бокал, но не выпивают его. Он олицетворяет пятый, завершающий этап преоб- ражения: «И приведу Я вас в страну, о которой клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову». Свой настоящий облик и истинную свободу мы обретем с приходом Мошиаха, когда исполнятся все обещания и пророчества, данные Всевышним Своему народу. Этот бокал называется «Бокалом пророка Элияу». По преданию, душа пророка присутствует на пасхальном седере и возвестит нас о приходе Мошиаха.
15 шагов Седера
В праздничную ночь необходимо на время забыть о привычных заботах и проблемах. Рутина будней должна остаться в стороне, в эту ночь у нас иной порядок, еврейский, именуемый Седер. Нам предстоит виртуально выйти из Египта под руководством Моисея, набраться мудрости у мудрецов Талмуда и, если получится и того захочет Всевышний, сделать последний шаг к пятому бокалу: не только быть «в следующем году в Иерусалиме», а стать очевидцами восстановления Храма уже сейчас… Впрочем, по порядку.
1. КАДЭШ
ОСВЯТИМ ПРАЗДНИК!
Наполните бокал пасхальным вином (или вино градным соком). Он станет первым из четырех бокалов, которые будут выпиты в течение всего вечера. Бокал должен вмещать не менее 86 мл. и быть наполнен до краев.
Все участники Седера берут бокал в правую руку и, стоя слушают кидуш, который произносит ведущий — благодарность Всевышнему за этот праздник. Текст благословения (кидуш) вы найдете в книге «Пасхальная агада», которую можно приобрести в офисах и синагогах «Брис Авроом».
Выпейте большую часть вина из бокала — облокотившись на левую сторону.
2. УРХАЦ
МОЙТЕ РУКИ!
Все участники Седера совершают омовение рук, предшествующее следующему «шагу». Оно очищает руки не от грязи, но от духовной нечистоты, поэтому делается особым образом. Воду набирают в сосуд, выливают три раза на кисть правой руки, а затем три раза — на кисть левой.
После этого омовения благословение не произносится!
3. КАРПАС
КТО ЕГО ВСПОМИНАЕТ, ТОТ СЛЕЗЫ ПРОЛИВАЕТ
Карпас (маленький кусочек сваренного картофеля или репчатого лука), лежащий на блюде, окуните в соленую воду и съешьте. Это напомнит вам о слезах, пролитых нашими предками в египетском рабстве. Не забудьте про- изнести благословение перед едой:
БОРУХ, АТО, А-ДОЙНОЙ, Э-ЛОЙЭЙНУ МЭЛЭХ О-ОЙЛОМ, БОЙРЭЙ ПРИ О-АДОМО!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВО- РИВШИЙ ПЛОД ЗЕМЛИ!
Произнося благословение, помните, оно вам еще пригодится! Через шесть «шагов» вас ждет марор!
4. ЯХАЦ
МАЦА РАЗЛАМЫВАЕТСЯ
Возьмите среднюю мацу из трех, лежащих на столе, и разломите ее надвое. Положите меньшую часть между двумя целыми листами. Этот кусок станет куском «хлеба бедности», над которым и будет произнесен рассказ об исходе из Египта (пятый «шаг»). Вторую, больую часть разломленного листа мацы называют афикоманом (см. двенадцатый «шаг»). Оберните его салфеткой и отложите до конца Седера.
Не всегда маца ломается на две части. Если у вас не получилось, не переживайте, это случается со многими! Положите на стол между двумя целыми листами такое количество кусочков, которое составит меньше половины целого листа, а остальное оставьте на афикоман.
5. МАГИД
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Данный «шаг» — один из самых значимых в эту ночь, т.к. рассказывая об Исходе вы исполняете одну из 613-ти заповедей Творца. Подборку классических текстов и комментариев на эту тему вы найдете в книге «Пасхальная агада». Наполните бокал вином (пока не выпивайте) — он станет вторым бокалом Седера. С этого момента на- чинается повествование об Исходе над бокалом вина и мацой, хлебом бедности. Здесь дети задают «четыре вопроса», а вы встретитесь с «четырьмя сыновьями». По завершении этого «шага» выпивают второй бокал «как свободные люди» — облокотившись на левую сторону.
6. РАХЦА
МОЙТЕ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ!
Теперь омывают руки в преддверии следующих «шагов» — моци и маца. Это омовение делается точно так же, как и предыдущее: вода набирается в сосуд, выливается трижды на кисть правой руки, а затем трижды — на кисть левой. После омовения вытрите руки и произнесите благословение:
БОРУХ, АТО А-ДОЙНОЙ, Э-ЛОЙЭЙНУ МЕЛЕХ О-ОЙЛОМ, АШЕР КИДШОНУ БЕМИЦВОЙСОВ, ВЕЦИВОНУ АЛ НЕТИЛАС ЙОДОИМ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ОМОВЕНИЕ РУК!
7. МОЦИ
И СКАЖЕМ СПАСИБО
Возьмите в руки мацу и произнесите благословение:
БОРУХ, АТО А-ДОЙНОЙ, Э-ЛОЙЭЙНУ МЕЛЕХ О-ОЙЛОМ, А-МОЙЦИ ЛЕХЕМ МИН О-ОРЕЦ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ВЫРАСТИВШИЙ ХЛЕБ ИЗ ЗЕМЛИ!
Важно: мацу съедают лишь после следующего «шага»! «Шаги» семь и восемь делаются без всякого перерыва.
8. МАЦА
ЗАПОВЕДЬ ЕСТЬ МАЦУ
Есть мацу в эту ночь — исполнение одной из 613 заповедей Творца, данных нам в Торе. Произнесите благосло- вение, держа мацу:
БОРУХ, АТО, А-ДОЙНОЙ, Э-ЛОЙЭЙНУ МЭЛЭХ О-ОЙЛОМ, АШЕР КИДШОНУ БЭ-МИЦВОЙСОВ, ВЕЦИВОНУ АЛ АХИЛАС МАЦО!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЕСТЬ МАЦУ!
Отломите от верхнего, целого листа мацы и от среднего (от половинки, оставшейся после «шага» яхац) по кусочку, каждый из которых должен быть не менее кезаит (27 гр.). (Их следует съесть в течение 4-9 минут.) Мацу едят облокотившись на левую сторону.
Если у вас на столе маца машинного приготовления (квадратная), то кезаит — целый лист; если маца ручной работы (круглая), то будет достаточно половины. Если полутора листов мацы, лежащих на столе, не хватит на всех, можно взять другую мацу, купленную к празднику.
9. МАРОР
ПАСХАЛЬНЫЙ МАРОР
Марор позволит вам вкусить горечь египетского рабства. Окуните его (не менее 19 гр.) в харосэт (смесь из тертых яблок, груш и орехов, приправленная красным вином) и, прежде чем съесть, произнесите благословение:
БОРУХ, АТО, А-ДОЙНОЙ, Э-ЛОЙЭЙНУ МЭЛЭХ О-ОЙЛОМ, АШЕР КИДШОНУ БЭ-МИЦВОЙСОВ, ВЭ-ЦИВОНУ АЛ АХИ-ЛАС МОРОЙР!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЕСТЬ ГОРЬКИЕ ТРАВЫ!
10. КОРЕХ
САНДВИЧ
Возьмите два куска мацы не меньше 19 гр., для этого используйте нижний лист мацы. Марор (не менее 19 гр.), обмакнутый в харосет, кладется между ними. Перед тем как съесть, произносят:
ТАК ПОСТУПАЛ ИЛЕЛЬ, КОГДА СУЩЕСТВОВАЛ ХРАМ: СКЛАДЫВАЛ МЯСО С МАЦОЙ И ГОРЬКОЙ ЗЕЛЕНЬЮ И ТАК ЕЛ. ДАБЫ ИСПОЛНИТЬ НАПИСАННОЕ В ТОРЕ: НАД МАЦОЙ И ГОРЬКИМИ ТРАВАМИ БУДУТ ЕСТЬ ЕЕ [ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ].
Корэх едят облокотившись на левую сторону.
11. ШУЛХАН ОРЕХ
ПРАЗДНИЧНАЯ ТРАПЕЗА
Теперь на стол можно подать праздничные блюда. Разумеется, все они должны быть приготовлены в со- ответствии с законами праздника Песах — запрещение любого вида хомец и соблюдение кашрута.
В некоторых общинах существует обычай начинать трапезу с яйца, лежащего на кеара, обмакнув его пред- варительно в соленую воду.
12. ЦАФУН
АФИКОМАН
На арамейском языке, языке Талмуда, слово афикоман означает «заберите еду!», т.е. пришло время десерта.
В заключение пасхальной трапезы необходимо съесть афикоман — мацу, спрятанную в начале Седера. Каждый из участников Седера съедает по кезаит (27 гр.) мацы.
Афикоман едят облокотившись на левую сторону.
Половины листа мацы не хватит на всех. Можно использовать другую мацу, купленную к празднику.
13. БЕРАХ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПОСЛЕ ЕДЫ
Наполняют вином третий бокал, который выпивают после произнесения благословения после еды (биркат амазон). Текст благословения можно найти в сидуре (молитвеннике) или в книге «Пасхальная агада».
Вино выпивают «как свободные люди» — облокотившись на левую сторону и произнеся предварительно благословение:
БОРУХ, АТО, А-ДОЙНОЙ, Э-ЛОЙЭЙНУ МЭЛЭХО-ОЙ- ЛОМ, БОЙРЭЙ ПРИ А-ГО-ФЕН!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОД ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ!
14. АЛЕЛ
ВОСХВАЛЕНИЕ!
Бокал наполняют вином в четвертый раз, а затем наливают «бокал пророка Элияу», помещают его в центре стола и открывают дверь, «впуская» душу пророка. Этот момент имеет особую силу: все, что вы просите у Б-га, сбывается. Пятый Любавичский Ребе, РаШаБ, говорил об этой воможности своему сыну: «Только будь человеком, проси о духовном, а не о материальном!» Это благоприятный момент восхвалить Б-га за все добро, которое Он делает нам. Следующая молитва Алел. После ее прочтения произносят благословение и выпивают четвертый, последний бокал вина, облокотившись на левую сторону.
15. НИРЦА
ПРИНЯТО!
Седер почти завершен. И этот «шаг» — последний шанс удостовериться, совершили ли мы шаг к свободе и насколько существенным был этот шаг. Стали ли наш дух, разум и чувства менее зависимыми от рутины будней? Сделали ли мы шаг навстречу Творцу?
Последняя песнь-молитва Седера воплощает надежду на то, что Всевышний соберет всех евреев и что Его пророчества и предсказания реализуются сейчас, в наши дни.
Принято провозглашать: В БУДУЩЕМ ГОДУ — В ИЕРУСАЛИМЕ!
Во многих общинах принято завершать Седер словами: ЗАВЕРШЕН ПАСХАЛЬНЫЙ СЕДЕР, ПРОВЕЛИ МЫ ЕГО С СОБЛЮДЕНИЕМ ВСЕХ ЗАКОНОВ. ПУСТЬ БУДЕТ УГОДНО, ЧТОБ ТАК ЖЕ МЫ УДОСТОИЛИСЬ ИСПОЛНИТЬ ЕГО В ХРАМЕ, ПРИНЕСЯ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ!
Рабби Шнеор Залман из Ляд, основатель хасидского направления ХаБаД, не произносил эти слова. Он говорил: «ВЕДЬ ИДЕЯ СЕДЕРА — ПУТЬ ОТ РАБСТВА К СВОБОДЕ, А ОН НИКОГДА НЕ ЗАВЕРШАЕТСЯ. ЕВРЕЙ ВЫХОДИТ ИЗ ЕГИПТА КАЖДЫЙ ДЕНЬ, РАЗРУШАЯ ГРАНИЦЫ ОБЫДЕННОГО И ДОСТИГАЯ ВЫСОТ СВЯТОСТИ!»
ЭРУВ ТАВШИЛИН
До зажигания свечей совершают следующий обряд: берут мацу и важное для субботней трапезы блюдо, и провозглашают: Я представляю права на этот эрув всякому, кто пожелает пользоваться им и полагаться на него.
Зтем приподнимают эрув не менее чем на 8 см. и произносят: БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ДАВШИЙ НАМ ЗАПОВЕДЬ ЭРУВА!
Благодаря этому да будет позволено нам печь, варить, и укрывать (посуду с едой, чтобы не остыла), зажигать свечи, готовить, и делать все необходимое для субботы в йомтов (предшествующей ей), — нам и всем сынам Израиля, живущим в этом городе.