Зажигание меноры
Талмуд говорит о зажигании ханукальных свечей следующее: “Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один светильник на дом, а наилучшее исполнение заповеди - один для каждого члена семьи. Что же касается исполнения заповеди , то школа Шамая говорит, что в первый день зажигают восемь свечей и уменьшают их количество с каждым днем; а школа Гилеля говорит, что в первый день зажигают однy, а в каждый из следующих дней добавляют по одной ”.
Мы следуем школе Гилеля, и в первый ханукальный вечер зажигаем одну свечу, во второй – две, и так далее, чтобы на восьмой вечер горели восемь свечей. Для зажигания используется специальный светильник - менора, или ханукия.
Время зажигания ханукальных свечей – начало ночи. Перед тем, как зажечь их, запрещено приниматься за какое-либо другое дело. Многие не дожидаются начала ночи, а зажигают ханукальные свечи после захода солнца, едва наступают сумерки. Каждый из этих свечей должен гореть не менее получаса после выхода звезд. Ханукию ставят на такое место, где может увидеть ее всякий, потому что главный смысл заповеди – распространение знания о чуде, которое совершил для нас Всвышний.
Есть обычай ставить ханукию у входа в дом, слева, напротив мезузы, прикрепленной к правому косяку, – таким образом, что входящий в дом оказывается окружен заповедями. Лучший способ исполнения этой заповеди – зажигать светильник, заправленный оливковым маслом: ведь ханукальное чудо в Храме произошло именно с кувшинчиком оливкового масла. Однако можно зажигать и парафиновые или восковые свечи.
Огнем ханукальных свечей нельзя пользоваться для будничных целей, поэтому огоньки меноры зажигают от особого светильника (или свечи), называемого “шамаш” (служка). Он нужен для того, чтобы не зажигать одну свечу от другой , и для освещения. В первую ночь (в этом году – вечером, 10-го декабря) зажигают крайнюю справа свечу и произносят три благословения.
В следующие семь вечеров произносят лишь первые два благословения. Однако, если по какой-либо причине в первый день Хануки светильник не был зажжен, то когда это делают впервые, к двум первым благословениям добавляют и третье.
В остальные дни Хануки добавляют по одной свече, зажигая следующyю по порядку светильника: вторyю справа, третюю справа и т. д. Причем каждый вечер начинают зажигать ханукальные огни именно с него. То есть прибавляют светильники (или свечи) справа налево, в то время как каждый раз зажигают огни слева направо.
В пятницу мы зажигаем ханукальные свечи перед зажиганием субботних свечей. В этот день в светильники следует налить больше масла, чем обычно (или взять свечи большего размера) – чтобы огонь в ханукие горел по крайней мере еще полчаса после наступления ночи.
На исходе Субботы порядок зажигания ханукальных огней в синагоге (там тоже зажигают ханукию ради прославления чуда) отличается от этого порядка в доме. В синагоге сначала зажигают ханукальные свечи, потом совершают “Авдалу” (обряд проводов Субботы), дома же сначала совершают “Авдалу”, а потом зажигают ханукальный светильник.
Если менору не зажгли в самом начале ночи, это можно сделать, произнеся полагающиеся благословения, пока люди в городе не легли спать, потому что тогда они видят ханукальные огни и тем самым принимают участие в прославлении чуда. Если же зажигают ханукию позже, то делать это следует уже без благословений. Если обстоятельства не позволяют мужчине зажечь ханукальный светильник, это может сделать жена.
Женщины не выполняют никаких работ по дому все время, пока горит ханукия.
ПОРЯДОК ЗАЖИГАНИЯ ХАНУКАЛЬНЫХ СВЕЧЕЙ
1. בָּרוּךְ אַתָּה אֲדֹנָי אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לְהַדְלִיק נֵר חֲנֻכָּה
Борух Ато Адой-ной Элой-эйну мэлэх о-ойлом, ашер кидшону бе-мицвойсов
вэ-цивону леадлик нейр хануко!
Благословен, Ты, Б-г, Всесильный наш, Властелин вселенной, освятивший нас
Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальные свечи!
2. בָּרוּךְ אַתָּה אֲדֹנָי אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם שֶׁעָשָׂה נִסִּים לַאֲבוֹתֵינוּ בַּיָּמִים הָהֵם בִּזְּמַן הַזֶּה
Борух Ато Адой-ной Элой-эйну мэлэх о-ойлом, ше-осо нисим ла-авойсэйну
ба-йомим о-эйм би-зман а-зэ!
Благословен, Ты, Б-г, Всесильный наш, Властелин вселенной, явивший чудеса
отцам нашим в те времена в эти же дни [года]!
ЭТО БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРОИЗНОСЯТ ЛИШЬ В ДЕНЬ, КОГДА ВПЕРВЫЕ ЗАЖИГАЮТ
ХАНУКАЛЬНЫЕ СВЕЧИ В ЭТОМ ГОДУ:
3. בָּרוּךְ אַתָּה אֲדֹנָי אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם שֶׁהֶחֱיָנוּ וְקִיְּמָנוּ וְהִגִּיעָנוּ לִזְּמַן הַזֶּה
Борух Ато Адой-ной Элой-эйну мэлэх о-ойлом, шэ-эхейону вэ-киймону
вэ-игиону ли-зман а-зэ!
Благословен, Ты, Б-г, Всесильный наш, Властелин вселенной, Который даровал нам жизнь и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!
После этого зажигают свечи слева направо. Свечу (служку) ставят на предназначенноe для нее место на меноре.
После зажигания свечей произносят:
Эти свечи мы зажигаем [в память] о спасении и о знамениях, и о чудесах, которые Ты, руками святых коаним Твоих, явил отцам нашим, в те времена, в эти же дни [года]. И на протяжении всех восьми дней Хануки эти свечи святы, и мы не имеем права пользоваться их светом — можем лишь смотреть на них, чтобы возносить благодарность и хвалу великому имени Твоему — за знамения Твои и за чудеса Твои, и за спасения, посланные Тобою!
А-нэй-ройс а-ло-лу ону мад-ли-кин, ал а-тшу-ойс, вэ-ал а-ни-сим, вэ-ал а-нифло-ойс, ше-оси-со ла авой-сэйну ба-йо-мим о-эйм би-зман а-зэ, ал йэ-дэй кой-анэ-хо а-кдой- шим. Вэ-хол шмой-нас йэ-мэй хану-ко, а-нэй-ройс а-ло-лу кой-дэш эйм, вэ-эйн лону ршус леиш-та-мейш бо-эйн, эло ли-рой-сон бил вод, ке-дэй ле-ой-дойс у-леа-лейл ле-шим-хо а-го-дойл, ал ни-сэхо, вэ-ал ниф-лэ-ой-сэхо, вэ-ал йе шу-ой-сэхо!
ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА
Во II-м веке до н.э. в Иудее, находившейся под властью греко-сирийской империи Селевкидов, вспыхнуло восстание. Поводом к нему послужило не столько желание обрести политическую независимость, сколько возмущение жестокими гонениями на иудейскую религию. Они стали совершенно нетерпимыми при императоре Антиохе Эпифане, который повсюду насаждал культ греческих богов (причем в пылу усердия присовокупил к последним также и свою скромную персону), а соблюдение законов Торы запретил под страхом смертной казни.
Но самое печальное то, что многие евреи отказались от религии своего народа. И не из страха перед репрессиями, а весьма охотно, польстившись на греческое “просвещение”. И будучи добропо- рядочными членами нового общества, они c радоcтью выдавали властям своих собратьев, продолжавших тайно исповедывать иудаизм.
Тем не менее, восстание, начатое горсткой героев под предводительством братьев Хашмонеев (Макавеев), по прошествии времени стало всенародным и увенчалось освобождением от язычников Иерусалима и Иерусалимского Храма. В 165-м году до н.э., 25-го числа месяца кислев, евреи освятили оскверненный греками Храм и новый жертвенник (слово ханука и означает “освящение”).
При освобождении Храма в нем удалось найти лишь один, закопанный в землю кувшинчик ритуально чистого, неоскверненного греками масла, которого могло бы хватить
только на одну ночь горения Меноры (храмового светильника), но произошло чудо: этим маслом зажигали Менору восемь дней – пока не было приготовлено новое ритуально чистое масло. В память об этом Мудрецы того поколения постановили, что каждый год эти восемь дней будут днями праздника, и каждую ночь в эти дни евреи будут зажигать светильники у входа в дом.
Однако это должно напоминать нам также о другом, поистине главном чуде Хануки. О том, что несмотря на то, что подавляющее большинство евреев отдалилось от Вс-вышнего, тем не менее, Хашмонеям удалось одержать не только военную победу над врагами, но и духовную также, и возвратить своих собратьев к религии отцов.
Эти два чуда связаны между собой, и первое является символом для второго. Ибо, подобно тому, как среди огромного количества масла, не уничтоженного греками, но оскверненного ими, все-таки нашелся маленький кувшинчик ритуально чистого масла, так и в глубине души любого еврея, как бы низко он ни опустился, под наслоениями скверны все таки теплится искра веры во Вс-вышнего. И это залог того, что каждый еврей может вернуться на путь Торы.
Ханукальные обычаи
Помимо законов о том, как следует отмечать Хануку, сложилось немало обычаев, связанных с этим праздником. Распространен, например, обычай есть в дни Хануки пончики или оладьи, поджаренные на растительном масле. Этот обычай напоминает нам о том, что чудо Хануки произошло именно с кувшинчиком масла. Для того, чтобы и дети почувствовали особую атмосферу Хануки, принято дарить им в дни праздника “дмей Ханука”, или на идиш «хануке-гелт» – деньги, которые они могут использовать по своему усмотрению.
Самая знаменитая из ханукальных игр – игра в волчок, дрейдел.
Его делают в виде кубика, на четырех сторонах которого пишут буквы “нун”, “гимел”, “hэй” и “шин”: первые буквы слов “нес гадоль ая шам” (“чудо великое произошло там” – т. е. в Стране Израиля). В Израиле вместо буквы “шин” пишут букву “пэй”. Таким образом, буквы образуют аббревиатуру слов “нес гадоль ая по” (“чудо великое произошло здесь”).